3323d7cf

Форсайт Фредерик - Досье 'одесса'



Фредерик ФОРСАЙТ
ДОСЬЕ "ОДЕССА"
Перевод с английского В. Саввова
Есть ли связь между убийством американского президента Джона Кеннеди;
попавшиим к западногерманскому журналисту дневником узника фашистского
концлагеря; загадочной гибелью офицера вермахта на Восточном фронте в 1944
году; покушениями на немецких ученых, которые решили работать в Египте;
судьбой государства Израиль и нацистскими преступниками, что обосновались в
ФРГ? Да, такая связь есть. Это утверждает роман "Досье "Одесса", где
головокружительный сюжет опирается на бесспорные исторические факты.
ОБ АВТОРЕ
Стечение обстоятельств, приведшее в литературу кое-кого из будущих
знаменитостей, просто поразительно. Так, Генри Райдер Хаггард, Джеймс Фенимор
Купер и Агата Кристи сочинили первые книги на пари, Льюис Кэрролл - развлекая
племянницу, а Фредерик Форсайт написал "День Шакала" - роман, прославивший его
на весь мир, - от нечего делать.
Произошло это так. Форсайта, тридцатилетнего английского журналиста (он
родился в 1938 году в Ашфорде), уволили с работы. Надо сказать, в жизни своей
он перепробовал множество профессий, был даже военным пилотом, объездил весь
свет, говорит на нескольких языках, включая русский. К тому времени имел он и
писательский опыт - выпустил в 1969 году книгу очерков "Рассказ о Биафре",
основанную на впечатлениях от работы корреспондентом Би-би-си в Нигерии во
время гражданской войны. И вот теперь, когда свободного времени стало много,
он решил написать роман. Сказано - сделано. Через тридцать пять дней "День
Шакала" был готов. Оставалось лишь найти издателя, что оказалось не так-то
просто. Двадцать семь раз отвергали рукопись редакторы (теперь, думается, они
кусают локти), но на двадцать восьмой удача Форсайту улыбнулась. А может быть,
она улыбнулась издательству "Вайкинг Пресс", где в августе 1971 года "День
Шакала" вышел в свет и принес миллионные доходы в первую очередь ему, а уж
потом автору. "Я был уверен, книга станет бестселлером, - признавался Форсайт,
- но не думал, что таким удачным". И впрямь, успеху "Дня Шакала" можно только
позавидовать. Книга числилась в списках бестселлеров по всему миру несколько
лет, что на западном литературном рынке, где новые романы выходят ежедневно,
случай неслыханный. Кстати, пытались напечатать его и у нас. Осмелился на это
журнал "Простор" в 1974 году, но после второго номера оборвал публикацию
многообещающим: "Продолжение следует". Продолжения пришлось ждать пятнадцать
лет. Дело в том, что рукопись тогда попала М. А. Суслову, который усмотрел в
ней руководство к убийству своего лучшего друга Л. И. Брежнева. Лишь в прошлом
году "Простор" опубликовал роман от начала до конца.
Итак, чем же привлекла читателя книга дотоле никому неизвестного автора?
Во-первых, мастерски построенным сюжетом; во-вторых, удивительно умным,
находчивым и изобретательным главным героем (или антигероем, если хотите, -
ведь он наемный убийца); в-третьих, скрупулезностью в деталях (если Форсайт
описывает парижскую улицу, венский аэропорт или бельгийскую автоматическую
винтовку, будьте уверены - такие они и есть) и, в-четвертых, искусным
переплетением правды и вымысла (имена и внешность, скажем, главарей ОАС, а
также методы действия этой организации совершенно реальны). Но есть еще одна,
пожалуй, самая удивительная особенность. В романе Форсайт нарушил, кажется,
главнейшее правило детектива: концовку надо скрывать от читателя по
возможности до передней строчки. Но ведь всем известно (а тем,



Назад